Танк Т-80 разработан в специальном конструкторском бюро (СКБ) транспортного
машиностроения (ранее КБ №3 Кировского
завода, г. Ленинград) группой конструкторов под руководством Николая Сергеевича
Попова. Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным
танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя.
Разработки танковых ГТД в СССР начались в 1955-58 годах. Тогда были изготовлены
и испытаны два опытных газотурбинных двигателя мощностью 1000 л.с. В дальнейшем
работы по танковым ГТД проводились Отдельным КБ №29, г. Омск (1961-65 гг.), ОКБ
Челябинского тракторного завода и с 1968 года - Научно-производственным
объединением им. Климова. Коллектив последнего создал газотурбинный двигатель,
получивший наименование ГТД 1000Т.
В конструкции боевой машины частично использованы
отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, автомат заряжания,
отдельные узлы системы управления огнем и броневой защиты. Новый двигатель,
увеличившаяся масса танка и изменившиеся динамические характеристики явились
причинами разработки новой ходовой части: гусениц с обрезиненными беговыми
дорожками, гидроамортизаторов и торсионных валов с улучшенными
характеристиками, опорных и поддерживающих катков, ведущих и направляющих колес
новой конструкции.
Таким образом, по
отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными
танками Т-64А и Т-72, однако в целом это новая машина с повышенным уровнем
боевых и технических характеристик
Танк Т-80 защищен комбинированной многослойной броней, а
также, как навесным (Т-80БВ), так и встроенным (Т-80У) комплексом динамической
защиты. Защищенности танка от кумулятивных снарядов способствуют экраны по
бортам корпуса (стальные листы на резиновом фартуке), башни и перед носовой
частью.
Т-80 имеет
систему коллективной защиты от оружия массового поражения и автоматическое
противопожарное оборудование. Силовая
установка танка состоит из трехвального ГТД- 1000ТФ с двухкаскадным
компрессором, силовой турбиной и регулируемым сопловым аппаратом силовой
турбины. Подвеска торсионная с гидроамортизаторами на 1 -, 2- и 6- узлах
подвески катков. Гусеница с резинометаллическим шарниром. Танк Т-80 снабжен оборудованием для
самоокапывания, самовытаскивания, а также приспособлением для крепления
противоминного трала. С 1987 г. выпускалась модификация Т-80УД, оснащенного
дизельным двигателем мощностью 1000 л.с.
Т-80 вооружен 125-мм гладкоствольной, стабилизированной в
двух плоскостях пушкой со спаренным 7.62-мм пулеметом ПКТ; 12.7-мм зенитным
пулеметным комплексом «Утес» на командирской башенке, комплексом защиты от
управляемого вооружения и системой пуска дымовых гранат «Туча». Комплекс
вооружения также включает прицел-дальномер, ночной прицел и механизм заряжания.
Танки Т-80Б получили комплекс УР ПТУР 9К112-1 «Кобра», а Т-80У - комплекс ПТУР
9К119 «Рефлекс». Механизм заряжания заимствован у Т-64.
В систему
управления огнем Т-80Б входят лазерный прицел-дальномер, баллистический
вычислитель, стабилизатор вооружения, комплект датчиков, контролирующих всю
важную информацию (скорость ветра, крен и скорость танка, курсовой угол цели и
т.п.). Управление огнем на Т-80У дублировано. Пушка изготовлена с жесткими
требованиями к стволу, который снабжен металлическим теплозащитным кожухом,
защищающим его от внешних воздействий (солнечные лучи, дождь) и уменьшающим
прогиб при нагреве.
Модификации
Т-80Б (1978 г.) — установлена модернизированная пушка,
усовершенствованная СУО, введен КУВ, улучшены характеристики защиты. С 1980
года двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с.
Т-80БВ (1985 г.) — установлена навесная динамическая защита.
Т-80У (1985 г.) — установлена модернизированная пушка, новая
СУО с дублированием от командира, введен новый комплекс управляемого оружия с
наведением ракеты по лазерному лучу, газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ
мощностью 1100 л.с. (или ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.), улучшены характеристики
защиты. С 1992 года на танке устанавливается тепловизор.
Т-80УД (1987 г.) — установлен дизель 6ТД мощностью 1000
л.с., динамическая защита во встроенном исполнении
Москва. Утром 4
октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й
гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост
напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около
12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2
бронебойно-под-калиберных (непонятно, зачем?) и 10 осколочно-фугасных. После
обстрела танки переместились на набережную Т.Шевченко, где и находились до
конца дня.
Танки Т-80Б и
Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995
— 1996 годах. Прежде всего следует отметить, что «восьмидесятки», как, впрочем,
и почти вся другая бронетанковая техника, применялись неадекватно ситуации. В
этой связи образцом может служить операция «Буря в пустыне». Тогда заранее был
выбран перечень соответствующих ситуации типов вооружения и боевой техники.
При этом ставка была сделана на широкое применение средств РЭБ, использование
высокоточного оружия, удары авиации и т.д. Следует отметить, что у иракцев
фанатизма было, возможно, даже больше, чем у чеченцев. Если бы
Многонациональные силы без соответствующей подготовки прибегли к массированному
использованию бронетехники, результат всей операции мог бы быть иным.
Танк Т-80
разработан ОАО "Специальное конструкторское бюро транспортного
машиностроения", г. Санкт-Петербург. Серийное производство с 1982 г. на
ФГУП "Завод имени Кирова" (г. Санкт-Петербург ) - до 1994 г., а также
на ФГУП "ОМСКТРАНСМАШ" г. Омск. Образец Т-80УД производится на ныне
Казеном предприятии "Паровозостроительный завод имени Малышева",
Харьков, Украина.
Танк состоит на
вооружении сухопутных войск России, Кипра, Пакистана, Республики Кореи и
Украины.
Боевая масса, т
42
Электропитание, В .
Пушка, тип
гладкоствольная
Калибр, мм
125
Длина ствола, мм .
Дальность стрельбы максимальная, км 5
длина х высота х ширина, мм 9456 х 2300 х 3525
Боекомплект, выстр. 45
Тип выстрелов
БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Управляемое оружие 9К119
Броневая защита, мм
комбинированная
Динамическая защита
всторенная
Двигатель
многотопливный
ГТД-1000Т
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 1000
Максимальная скорость движения, км/ч 70
Тип подвески
торсионная
Запас хода по шоссе, км 500
Глубина преодолеваемой водной преграды, м5